
На Олимпиаде в Париже главным цветком стал красный георгин, однако, при этом, он не появился в украшении Олимпиады, или ее букетов, а был высажен на всех клумбах в садах и парках столицы Франции. Ситуация эта скорее носит исключительный характер и уже на следующих Олимпийских играх букеты вернуться на пьедесталы, а значит у нас есть возможность поговорить о букетах, цветах и их значении на предыдущих играх.
Коронация Олимпийских чемпионов оливковыми листьями является древней традицией. Но быстро она эволюционировала в яркие флористические оформления, которые при этом не только поражали своей красотой, но и обрели серьезный социальный подтекст.
В Древней Греции различные растения вручались победителям как в бою, так и в спорте. Участники Пифийских игр получали лавровые венки, в то время как на Играх Намея вручали петрушку, а на Играх Элея – сосну. Победителей Олимпийских игр одевали в венки из дикого оливкового дерева, известные как «котинос». Эти веточки собирали с священного дерева в храме Зевса, и считалось, что оно было посажено Гераклом. Обрезка должна была осуществляться золотыми ножницами мальчиком, чей родитель еще был жив. Листья приносили в храм Геры, где их использовали для создания наград.


На Олимпийских играх 1936 года в Берлине золотые медалисты получили не букеты, а саженцы «Олимпийского дуба», которые впоследствии стали известны как «дубы Гитлера». Однако самым популярным кадром стало фото чернокожего Джесси Оуэнса с этими саженцами среди спортсменов и чиновников, выполняющих нацистское приветствие. Американский атлет стал символом, разрушающим миф о превосходстве арийцев.


Запоминающимся моментом стала и ситуация и цветочная награда в Мехико в 1968 году. Американцы Томми Смит и Джон Карлос склонили головы и подняли кулаки в знак борьбы с расизмом. На пьедестале Смит держал подарок от Греческого олимпийского комитета, ветвь дикого оливкового дерева из священного места в Олимпии.


Можно по разному относится к Олимпийским букетам, которые полны ограничений из-за политических, дипломатических, культурных и прочих особенностей и не всегда они представляют из себя вершину флористического искусства и всегда было странно, что букеты не доверяли флористам, так было до 1984 года, когда американский цветочный салон выиграл тендер на создание букетов к играм в Лос-Анджелесе. Мы не будем никак комментировать, скажем лишь что среди болельщиков этот букет был оценен очень высоко и считается одним из самых красивых за всю историю игр.






Похожий социальный подтекст получили и букеты 2012 года в Лондоне, где выращивать цветы доверили студентам т ученикам пансионатов. Это несомненно было мостиком в прошлое британской флористики и в частности к выдающемуся флористу 20 века и педагогу — Констанс Спрай
Цветы для победителей Олимпиады в Токио 2020 года были выращены в районах, пострадавших от землетрясения 2011 года. Цветы из Фукусимы, Ивате, Токио и конечно подсолнухи с холмов Мияги, где люди искали укрытие во время этих событий.


А вот букеты для Олимпийских игр 2022 года в Пекине отличались от остальных, потому что представляли из себя вязанные изделия. Создавались они в домах престарелых пожилыми женщинами по всему Китаю, используя сочетание китайских и западных техник. Причем каждый из элементов производился домами престарелых по отдельности и потом из них создавался конечный букет, который держали в рукам победители игр. Ну а для участников Паралимпийских игр создали аналогичные букеты, сделанные ремесленниками в Пекинском доме надежды для людей с травмами спинного мозга.



Таким образом, традиция вручения цветов и венков на Олимпийских играх прошла долгий путь от древнегреческих лавровых венков до современных флористических композиций, каждая из которых несет в себе уникальный культурный и социальный смысл.